Мало кто знает, но на пути развития мотоциклов был очень интересный этап – паровой мотоцикл. Среди изобретателей мотоциклов с паровыми двигателями можно отметить британца Сильвестра Ховарда Роппера, француза Луи Перро и американца Луиса Копленда. Остановимся на изобретениях Луи Перро и Луиса Копленда.
Перовой мотоцикл Перро отличался достаточно компактным силовым агрегатом — одноцилиндровым паровым котлом. Топливом для горелки могли служить керосин, винный спирт или растительное масло. Основу для рамы составляла толстая изогнутая труба, которая прикреплялась к рулевой колонке и проходила к заднему колесу. Колеса состояли из деревянных ободьев с металлической отделкой снаружи и металлических спиц.
Рабочий цилиндр крепился вдоль рамы, в то время как бачки для топлива и пара располагались поперек неё. Седло монтировалось на длинной рессоре, расположенной поверх основной рамы и могло перемещаться. В летнее время сиденье перемещалось вперед, чтобы быть подальше от горячего парового двигателя, в то время как в холодное время года сиденье могло смещаться назад, чтобы согреться от двигателя.
Скорость автомобиля могла изменяться путем изменения количества пара, подаваемого в цилиндр, делалось это с помощью специального регулятора. Заднее колесо приводилось в движение ременной передачей, кроме того, на переднем колесе имелись педали. Согласно результатам испытаний паровой мотоцикл Перро прошел 15 км, при этом развивая скорость до 15 км/ч. Паровой мотоцикл Перро был запатентован им в 1868 году.
Американец Луис Копленд построил свой паровой мотоцикл в 1884 году. Он установил паровой двигатель над передним колесом меньшего диаметра, чтобы меньшее количество веса приходилось на большое заднее колесо. Узел цилиндр-котёл весил всего лишь 9 кг, что является очень хорошим показателем для того времени. Топливный бак вмещал в себя литр бензина, которого, по словам изобретателя, хватало на час работы.
Паровой двигатель развивал мощность 0,25 л.с. и мог достигать скорости 18 км/ч. Луис Коупленд являлся неутомимым пропагандистом своего вида транспорта и в дальнейшем основал свою фирму по производству мотоциклов.
Однако в дальнейшем развитие мотоциклов приостановилось, так как перед всеми изобретателями и конструкторами встала одна проблема – отсутствие экономичного и лёгкого двигателя. И только появление двигателя внутреннего сгорания дало следующий толчок дальнейшему развитию этого вида транспорта.