Выхлопной трубопровод двигателя: каковы возможные последствия утечки в системе

Наличие утечки в выхлопном трубопроводе может оказаться весьма опасным, а также способно повлечь за собой другие проблемы, связанные с дополнительными расходами.

Итак, основное назначение выхлопной трубы автомобиля — отвести выхлопные газы в безопасное место. Такое самое безопасное место находится где-то за пределами транспортного средства, далеко от водителя и пассажиров.

Вторая задача выхлопной системы — заглушить звуки, порождённые происходящими внутри двигателя рабочими процессами. Утечка выхлопных газов из трещины в выхлопном трубопроводе со временем приведёт к повреждению соседних компонентов, а возможно даже к пожару.

В самом начале своего пути выхлопные газы, выходящие из двигателя, очень горячие. Постепенно они охлаждаются, достигая участка выхлопной трубы в задней части автомобиля. Если из моторного отсека явственно слышаться запах выхлопных газов и тикающий шум, это свидетельствует о возможной утечке

Обнаружив указанные признаки, следует локализовать проблему до того, как она спровоцирует серьёзные повреждения. Место утечки можно обнаружить по следам чёрной сажи вокруг выпускного коллектора и его соединения с выхлопной трубой.

Утечки из выхлопного трубопровода могут быть вызваны:

  • Негерметичными прокладками
  • Прослабленными или сломанными болтами или шпильками
  • Трещиной в выхлопной трубе.

Трещина в выхлопной трубе

Довольно часто утечка происходит через трещины, образовавшиеся в металле из-за высоких температур двигателя. Вначале это могут быть совсем маленькие трещинки, которые можно выявить только в момент первого запуска автомобиля. Когда выхлопная система быстро прогревается, расширение металла может привести к «самозаклеиванию» места утечки; и шум от трещины станет менее заметным.

Однако через некоторое время трещинка, размером с волосок, начнёт увеличиваться из-за постоянного нагрева и охлаждения. Прокладка коллектора — это ещё одна проблемная область, которая должна выдерживать регулярное расширение и сжатие нагретого металла. Потеря герметичности прокладки также начинается с малых утечек, подобно микротрещине, но она неизбежно приведёт к более серьёзной проблеме.

Треснувший или имеющий утечку выхлопной трубопровод создаёт меньшее противодавление, приводит к снижению производительности двигателя и эффективность использования топлива. Дефект также способен вызвать повреждение других компонентов выхлопной системы, находящихся ниже по потоку газов. Среди них могут оказаться датчики кислорода, что ставит под угрозу эффективность работы каталитического нейтрализатора отработавших газов.

Если имеется утечка в прокладке коллектора или в зоне, где находится прокладка фланца коллектора, это может привести к перегреву. В результате можно быстро прожечь выпускной клапан.

Утечка на участке выхлопной трубы до каталитического нейтрализатора может стать причиной ошибочных показаний кислородного датчика, заставив его думать, что двигатель работает не на полную мощность. В результате этого компьютер будет увеличивать подачу топлива в цилиндры.

Таким образом, повреждение или неисправность выхлопного трубопровода или прокладки, как правило, сопровождаются несколькими следующими симптомами:

  • Повышенный шум двигателя
  • Снижение мощности, скорости и эффективности использования топлива
  • Запах гари из моторного отсека

Повреждение выхлопного трубопровода иногда может привести к тому, что газы будут возвращаться назад и снова попадать в камеру сгорания. Этот процесс снизит эффективность между циклами. Для водителя это будет означать уменьшение мощности двигателя.

Степень тяжести последствий зависит от положения места утечки на выхлопной трубе. Чем оно дальше от двигателя и каталитического нейтрализатора, тем меньше вероятность повреждения.

Кроме того, если утечка происходит около того места, где труба системы рециркуляции отработавших газов (EGR) присоединяется к выпускному коллектору, проблемы могут оказаться ещё более серьёзными.

Если утечка возникает в области, ведущей к клапанам EGR, это нарушит нормальную работу системы рециркуляции отработавших газов. Клапаны рециркуляции предназначены для подачи выхлопных газов назад, во впускной коллектор. Это необходимо для обогащения топлива за счёт уменьшения содержащегося в нём количества кислорода. Обогащение топлива в свою очередь позволяет снизить внутреннюю температуру цилиндров двигателя.

Утечка в выхлопном трубопроводе также может привести к:

  • Прогоранию выпускных клапанов
  • Неправильной регулировке подачи топлива (поскольку утечка приводит к попаданию в систему дополнительного кислорода, который регистрирует соответствующий датчик)
  • Увеличению времени прогрева двигателя (что также вызывает высокий расход топлива
  • Преждевременному выходу из строя каталитического нейтрализатора

Вывод

Если в выхлопном трубопроводе автомобиля происходит утечка, это влияет на давление в выхлопной системе. В результате увеличивается расход топлива и уровень вредных выбросов в атмосферу. Когда утечка возникает в области рядом с двигателем, это может оказать ещё большое влияние на экономию топлива.

Источник: ООО АзияДеталь