Ростислав Ищенко: арьергардные бои по дороге в ад

Тесно связанная с Константинопольским патриархатом Элладская (Греческая) церковь заявила, что признает право Вселенского патриарха даровать автокефалию «Православной Церкви Украины» (ПЦУ) под руководством Епифания. Более того, разрешает своему предстоятелю Иерониму вступить в общение с этим зависимым от Стамбула фрагментом украинского раскола

Ростислав Ищенко: арьергардные бои по дороге в ад

Разумеется, данное решение вызвало резкую критику в Москве и ликование в Киеве, хотя, надо признать, само решение хитрых греков выдержано в лучших традициях византийства. Как пишет уделяющий данной теме большое внимание телеграм-канал «Пастырь & Паства», греческие архиереи «не признали открыто ПЦУ, а признали право Фанара давать автокефалию и право Блаженнейшего Иеронима поминать Епифания. Никто из Элладских митрополитов, кроме Блаженнейшего, поминать Епифания не будет. Сам собор относительно ПЦУ чёткой формулировки не дал, и оставил себе пути к отступлению. Как говорится, лукавство в квадрате».

Но в целом фронт непризнания неканонический церкви можно считать расколотым, что не может не вызывать беспокойства у сторонников Украинской православной церкви (УПЦ) Московского патриархата. Это удар не только по ним, но и по приверженцам так называемого «Киевского патриархата» во главе с Филаретом, который делал в последнее время определенные успехи в деле восстановления своего личного политического и идеологического влияния. 

Действительно, а где же все эти месяцы был «патриарх» Филарет? Где расстриженный монах, ставший по воле Порошенко «Героем Украины» и совестью нации? Взалкал патриарх Филарет, захотелось ему богатство вернуть, которое ПЦУ и Стамбул из его рук в свою пользу умыкнули. И, провозгласив узурпаторов узурпаторами, сам узурпатор вступил с ними в юридические тяжбы и медийную дискуссию о роли и значении Киевского патриархата в новейшей истории Украины. И завертела его нелёгкая, едет «патриарх» Филарет на адовой колеснице, только дули окружающим крутит.

Вкратце нынешняя позиция гражданина Денисенко (Филарета) состоит из трёх основных тезисов: единственная независимая церковь независимой Украины исключительно УПЦ (КП); ПЦУ его выкормыша Епифания создана обманом и подчинена Стамбулу; авантюру с ПЦУ надо прекратить, а также вернуть слитое под неё имущество Киевскому патриархату и лично господину Филарету. 

И, надо отдать ему должное, неугомонный расстрига действует с незаурядной для своих 90 лет энергией и яростно сопротивляется попыткам Епифания отпихнуть его от церковной казны. Так, 5 августа на кафедральном соборе УПЦ (КП) он обратился к своим сторонникам с пламенной речью: «Я прошу вас — защитите в первую очередь Киевскую патриархию и защитите меня как патриарха… Обращайтесь к власти, протестуйте». Следом последовало обращение к общественности с просьбой оградить Киевский патриархат от преследований ПЦУ, за которой маячит тень Порошенко: «К сожалению, сегодня Киевская патриархия Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата терпит очередное ущемление и находится на грани уничтожения. Под лозунгом «независимости» православным мирянам предлагается модель под названием Православная Церковь Украины, созданная бывшим президентом Порошенко П.А. вместе с митрополитом Епифанием. Президент Порошенко П.А., несмотря на свой государственный статус и конституционные нормы об отделении Церкви от государства, взял на себя личную инициативу создания «независимой» Церкви в Украине, и в результате многомесячных, скрытых от общества переговоров с Патриархом Варфоломеем выторговал Украине и независимой УПЦ КП статус митрополии». 

Дальше в обращении излагаются общеизвестные факты о том, что ПЦУ находится в канонической зависимости от Стамбула, и ни о какой независимости епифаньевцев речи быть не может. А далее следует донесение новому президенту: «Новосозданная церковь и её предстоятель Епифаний — главное и надежное орудие Порошенко П.А. в борьбе с новой властью, которую он боится и ненавидит. Святейший Патриарх Филарет почти тридцать лет борется за создание в Украине собственной, самостийной независимой Церкви, которая была бы надёжным духовным оплотом как держави, так и каждого мирянина. Благодаря усилиям нашего Патриарха был создано капелланское движение, которое первым начало оказывать помощь  воинам АТО… Если наш народ не защитит достижений многих лет борьбы, мы потеряем не только церковную независимость, — мы утратим свою державу! Призываем вас, дорогие браться и сестры, подняться на борьбу за нашу Киевскую Патриархию, за Украинскую православную церковь Киевского патриархата и её славного Предстоятеля — Патриарха Филарета, Героя Украины».

И грянул бой. После того, как «Ощадбанк» по наущению начальника ПЦУ Епифания закрыл корреспондентский счет УПЦ (КП), обороняя свои финансы, Филарет обратился за судебной защитой. А также — за оскорбление чести и клевету — подал на своего бывшего приближённого Евстратия (Зорю) иск в Шевченковский районный суд Киева. Моральный ущерб почетный патриарх нашего королевства оценил в 100 тысяч гривен.

Уже 4 сентября Окружной административный суд Киева запретил ликвидацию Украинской Православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) до рассмотрения по существу её иска к министерству культуры Украины, которому было поручено закрытие данной религиозной организации. После этого, по сообщению пресс-службы данного патриархата, судьёй  Р. Арсирием внесено решение про обеспечение иска Киевского патриархата к министерству культуры Украины: «В решении, в числе прочего, отмечено следующее: суд засвидетельствовал противоправность приказа Министерства культуры Украины, которым отменены действие уставов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и Киевской патриархии; суд запретил Министерству юстиции Украины, Министерству культуры Украины, их структурным подразделениям, органам государственной власти и местного самоуправления, нотариусам проводить любые регистрационные действия, которые касаются Киевской патриархии УПЦ (КП) и её собственности; суд запретил ликвидационной комиссии, которая создала ПЦУ, любые действия, касающиеся управления Киевской патриархией и распоряжения её имуществом».

«Мы снова подчёркиваем, — пишет пресс-служба УПЦ (КП), комментируя данное решение, — Ликвидация Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата незаконна. Цель руководства ПЦУ понятна. Они стремятся навредить репутации и покачнуть авторитет Святейшего Патриарха Филарета — как символа борьбы за автокефалию украинского православия и религиозной свободы. Это попытка руководства ПЦУ получить доступ к деньгам и собственности Киевской патриархии». И с последним выводом, пожалуй, можно согласиться. 

Параллельно — по неформальным каналам и «пропагандой шёпотом» — сторонники Филарета активно распространяли слухи о незаконном происхождении и принятии чина Епифанием, эпидемии содомского греха в его окружении, и тому подобные прелести. Естественно, победная активность Филарета не могла понравиться младораскольникам во главе с Епифанием, и ответ не заставил себя долго ждать. 

6 октября на телеканале «1+1» вышел разгромный сюжет о филаретовском патриархате. Краткая суть в том, что именно Кремль устроил религиозное противостояние на Украине ради дискредитации новоявленной государственной ПЦУ, а сохранение Киевского патриархата для России лишь способ доказать, что новая церковь не состоялась. «Этот тезис, которым нужно торговать и на внутреннем, и на внешнем рынке, его продавать максимально. И единственный кто сейчас иллюстрирует этот тезис — это фактически патриарх Филарет», — говорит в сюжете руководитель департамента по вопросам религий Минкультуры Андрей Юраш, один из главных сподвижников Порошенко в деле создания ПЦУ. А некий религиовед Юрий Черноморец с присущей только «профессиональным патриотам» прямотой прямо назвал истинного выгодополучателя происходящего: «Всему миру понятно, что это выгодно и на руку Москве и только Москве, что вслепую патриарх Филарет используется… И то, что это не очевидно ему самому, это очень большая трагедия».

Также в сюжете рассказывается, что прошедшие в августе и сентябре митинги в защиту УПЦ (КП) были заказными и тоже проплаченными Москвой: «Участники акции стояли с плакатами на русском языке, не вполне понимали цели собрания, а потом еще и устроили скандал из-за невыплаты обещанных 100 гривен». Это наблюдение правдорубов с телеканала господина Коломойского особенно умиляет — будто ныне протестующие против «формулы Штайнмайера» тоже полностью понимают её юридический смыл, и исключительно бесплатно участвуют в привычных для столицы митинг-шоу? 

В свою очередь пресс-служба Киевского патриархата злобно огрызнулась на очередную заказуху от «1+1»: «Одним из главных заданий, которые ставили перед собою авторы сюжета, было донести украинцам мысль, будто ПЦУ является действительно автокефальной церковью. И все те, кто отрицает автокефалию ПЦУ и говорит про её зависимость от Вселенского Патриарха, — провозглашаются «рукою Москвы». Потому, с помощью спекуляций и клеветы, православных украинцев журналисты 1+1 пытаются убедить, что патриарх Филарет, который на протяжении тридцати лет ведёт борьбу за автокефалию Украинской Церкви, якобы «работает на Москву» <…> Видимо, сама личность 90-летнего Святейшего Патриарха Филарета вызывает страх у противников идеи независимой Украинской Православной Церкви. Похоже, клевета, неправда, однобокая и предвзятая информация — это достойная «благодарность» нашему Предстоятелю за те титанические усилия, которые он прикладывает, чтобы сберечь Киевский Патриархат и идею по-настоящему автокефальной Украинской православной церкви».

Ранее запланированные на 10 октября судебные разбирательства относительно ликвидации УПЦ (КП) перенесены на 26 ноября, и на этом фоне решение Элладской церкви о возможности признания ПЦУ играет на руку младораскольникам, поскольку одним из главных тезисов филаретовской пропаганды являлось непризнание церкви Епифания мировым православием, а здесь появилась хоть маленькая, но щелочка (Элладская церковь — 11-я по чести среди православных церквей). 

И, невзирая на неугомонную активность престарелого Филарета, он все-таки не вечен, потому, скорее всего, судьба его творения предрешена — уж слишком неравны силы непочтенного старца против своры его молодых и прожорливых подражателей. И в этом тоже можно увидеть карающую десницу: горе человеку, ещё при жизни увидевшему истребление всего им содеянного — причём его же собственными выкормышами.