Александр Дугин: Свет, тьма и третье начало

 Шеллинг мыслит таким образом: вначале есть Дух (А2), как свет, который зажигается во тьме. Это Свет, Бог, Логос, Мысль, Ум, Мыслящее присутствие (философское). Умный свет – то, что мыслит в нас. Мысль, которая обладает нами. А2 – потому что несмотря на свою первичность оно не является единственным, посколько окружено тьмой.

Александр Дугин: Свет, тьма и третье начало

· B – тьма вокруг, все то, что не является светом и умом. 

· Далее начинается динамика отношений светового божества со стихией тьмы. Может она разрешаться по-разному: преодолеваться, становиться антиподом, забываться. Но, что важно для Шеллинга, истории (творения, существования) нет отдельно от истории взаимоотношения А2 с B. Все, что есть, это ничто иное, как отношение А2 к B.

· В один из моментов А2 понимает (утверждает, догадывается, либо «хочет»), что В – это А1 (пред-ум). А2 осознает себя по-настоящему как А2 перед лицом А1, и В перестает быть тьмой в негативном смысле и становится апофатическим началом.

·  В какой-то момент А2 может распознать В как А1, как апофатическое начало, предшествующее А2. Тогда В становится А1 как отеческое начало по отношению к А2. Между светом и тьмой выстраивается новая система отношений. Признание тьмы как А1 означает встречу с отцом. Тогда, по Шеллингу, возникает А3 – то, что демонстрирует факт обнаружения.

· Богословы в этом легко узнают одну из версий толкования троического догмата. Но интересно, что Шеллинг берет тринитарное богословие как философскую матрицу, применяя ее к мышлению. И человеческая история оказывается не просто отражением динамики трех начал, но описанный процесс и является содержанием истории. Соответственно, человеческая мысль не является иной природой, чем А2 – это и есть А2. 

· Идея Шеллинга представляет собой общий метафизический сценарий.